RUS | ENG | PORT
Шедевры русских художников
Картины русских художников помогают понять историю, культуру и душу России. На этой странице вы найдёте известные картины русских мастеров. В них — природа, чувства людей и жизнь в России.
Утро в сосновом лесу (1889)
 Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине мы видим лес ранним утром. Это сосновый лес. Вокруг много высоких деревьев, туман и мягкий свет.
На упавшем дереве играют четыре медвежонка. Один медвежонок залез наверх, другой смотрит на него снизу, два других стоят рядом. Они играют и двигаются, как живые.
Картина передаёт тихое, спокойное утро в природе. Всё выглядит натурально и живо.

Read more about painting

Ivan Shishkin, Konstantin Savitsky.

Morning in a Pine Forest

1889

На пашне. Весна (первая половина 1820-х)
 Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине мы видим весеннее поле. Это утро. Солнце только что встало, и свет мягкий, тёплый. На переднем плане мать-крестьянка, которая ведёт двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Она легко идёт по полю, едва касаясь земли, словно паря над ним, как будто она не простая крестьянка, а богиня Флора, олицетворяющая Весну. Всё выглядит тихо и естественно.

Read more about painting

Alexey Venetsianov

At the Plough. Spring

1820

Свежий ветер. Волга (1895)
 Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине мы видим широкую реку Волгу. Это солнечный день, на реке — сильный ветер. По реке плывут парусные лодки. Их паруса надуваются ветром. Вода волнуется, на поверхности — маленькие волны. На переднем плане — небольшой пароход с флагом. Он тоже движется по реке. Небо — голубое, с белыми облаками, которые быстро летят по небу. Всё на картине живое и движется — ветер, вода, лодки, облака.

Read more about painting

Isaac Levitan.

Fresh Wind. The Volga (1895)

Осень в провинции. Чаепитие (1926)
 Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине мы видим осень в маленьком русском городе. Деревья уже жёлтые и красные — это золотая осень.
На первом плане — чаепитие. За столом на улице сидит женщина в тёплой одежде. На столе — самовар, чашки, сладости. Всё красиво и уютно.
Позади неё — дом, двор и деревья. Далеко видно другие дома, церковь и улицы города.
Картина показывает спокойную и тёплую атмосферу русской провинции осенью. Художник передаёт любовь к родной природе и традициям.

Read more about painting

Boris Kustodiev. Autumn in the Province.

Tea Drinking. 1926

Богатыри (1881—1898)
 Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине изображены три русских богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Это главные герои русских народных сказаний — былин.
В центре — Илья Муромец. Он сидит на чёрном коне и смотрит вдаль, прикрыв глаза рукой. В одной руке у него копьё и щит, в другой — тяжёлая палица.
Слева — Добрыня Никитич. Он едет на белом коне и достаёт меч из ножен. Он готов сражаться в любой момент.
Справа — Алёша Попович. Его конь — бурого цвета. В руках он держит лук и стрелы. Алёша выглядит моложе и стройнее, чем другие. У него за спиной колчан со стрелами, а с другой стороны — музыкальный инструмент гусли.
Богатыри стоят на широкой равнине. Вокруг — сухая трава и маленькие ёлки. На горизонте — невысокие холмы. Небо серое и тревожное. Оно показывает, что богатырям грозит опасность.

Read more about painting

Viktor Vasnetsov. Bogatyrs (Three Bogatyrs)

1898

Золотая осень (1895)
 Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине мы видим небольшую реку. Вокруг растут деревья с жёлтыми и красными осенними листьями. Вдали — деревенские дома, поля и лес. Листья в лесу тоже жёлтые — это золотая осень.
Над всем этим — голубое небо с белыми облаками.
Цвета на картине — яркие и радостные. Это необычно для художника Левитана. Обычно он использовал более мягкие и спокойные цвета.

Read more about painting

Isaac Levitan. Golden Autumn

1895

Девятый вал (1850)
 Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Художник показывает море после сильного ночного шторма. Мы видим людей, которые попали в кораблекрушение. Солнце светит на большие волны. Самая высокая волна — это «девятый вал». Она почти падает на людей, которые спасаются на кусках сломанной мачты.
Корабль разрушен, но мачта осталась. Люди на мачте живы. Они продолжают бороться с морем.
Цвета на картине тёплые. Это делает море менее страшным. У зрителя появляется надежда, что люди спасутся.

Read more about painting

Ivan Aivazovsky. The Ninth Wave

1850

Купание красного коня (1912)
На картине мы видим большого красного коня в воде. Он стоит в реке или озере. На спине коня — мальчик. Он голый, без одежды, и спокойно сидит верхом.
Вода вокруг — голубая, чистая, почти прозрачная. Вдалеке мы видим других людей и лошадей, которые тоже купаются. Над водой — спокойное небо. Кузьма Петров-Водкин — русский художник, который любил соединять реальность и символы.
Красный конь — это не просто животное. Он может быть символом России, силы, или новой жизни.
Картина была написана перед большими переменами в России (революцией), и многие чувствуют в ней напряжение и ожидание.

Read more about painting

Kuzma Petrov-Vodkin

Bathing of a Red Horse

(1912)

Рожь (1878)
Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине мы видим широкое поле ржи. Рожь — это злак с длинными золотыми колосьями. Ветер немного гнёт колосья, и кажется, что поле движется.
Посреди поля идёт песчаная дорога. По ней идут два человека — они маленькие и почти не видны.
Слева и справа растут высокие сосны. Некоторые стоят отдельно — прямо в поле.
Небо — голубое с белыми облаками. Всё вместе создаёт спокойную, светлую и летнюю атмосферу.
Художник показывает красоту русской природы и простую жизнь на селе.

Read more about painting

Ivan Shishkin. Rye

1878

Купчиха за чаем (1918)
 Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
На картине изображена купчиха (богатая женщина), которая пьёт чай на террасе своего дома. На заднем плане — небольшой провинциальный город.
Художник Борис Кустодиев давно мечтал написать такую картину — о чаепитии в купеческой семье. Главная героиня — женщина. Для неё позировала настоящая модель, но это была не купчиха, а баронесса Галина Адеркас. Она родом из Астрахани — города, где родился сам Кустодиев.
Баронесса была полной женщиной, и это соответствовало вкусу художника. Кустодиев говорил, что «худые женщины его не вдохновляют».

Read more about painting

Boris Kustodiev. Merchant’s Wife at Tea

1918

Видение отроку Варфоломею (1889-1990)
Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине "Видение отроку Варфоломею" художник Михаил Нестеров показывает религиозную историю из жизни святого Сергия Радонежского.
Главный герой картины — мальчик по имени Варфоломей. Он стоит перед монахом. Этот монах — не простой человек, а ангел или святой. Он пришёл к Варфоломею, чтобы помочь ему. Мальчик был очень добрый и хотел учиться, но ему было трудно читать и понимать книги. Он молился Богу о помощи. И однажды ему пришло видение — он встретил монаха, который благословил его и дал ему кусок просфоры (церковного хлеба). После этого Варфоломей стал хорошо учиться и позже стал великим святым — Сергием Радонежским.
На заднем плане — русская природа: лес, деревья, простая деревенская дорога. Всё спокойно и красиво. Художник хотел показать, как важна вера, доброта и духовная жизнь.

Read more about painting

Mikhail Nesterov. The Vision to the Youth Bartholomew

1889-1990

ТРОИЦА (1411)
 Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. В основе библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества.

Read more about painting

Andrey Rublev. The Trinity

1411

Масленица (1916)
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Картина Бориса Кустодиева "Масленица" изображает традиционный русский праздник — Масленицу, весёлую и яркую народную неделю перед Великим постом. Это время проводов зимы и встречи весны.
На переднем плане — люди гуляют, катаются на санях и лошадях. Все одеты в красивые, тёплые одежды. Многие улыбаются, разговаривают, веселятся. Это народное гулянье.
На заднем плане — снежный пейзаж, церкви, дома, деревья. В небе — яркое зимнее солнце.
Главная идея картины — радость, жизнь, традиции. Художник передаёт атмосферу праздника: шум, смех, веселье, еду (на Масленицу едят блины), народные гулянья и катания.
Картина очень красочная и тёплая — даже несмотря на зиму, зритель чувствует тепло праздника и любви к родной культуре.

Read more about painting

Boris Kustodiev. Shrovetide. 1916

ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ (1837-1857)
Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
На картине изображён важный момент из Библии.
На берегу реки стоит Иоанн Креститель — он проповедует людям. Он показывает рукой на Иисуса Христа, который идёт издалека, к реке. Это момент, когда Иисус впервые появляется перед народом как Спаситель.
Вокруг Иоанна — разные люди: богатые и бедные, молодые и старые, мужчины, женщины и дети. У всех — разная реакция: кто-то удивлён, кто-то радуется, кто-то боится, а кто-то не понимает, что происходит. Это показывает, что каждый человек по-разному встречает истину и веру.
Художник очень долго работал над картиной (почти 20 лет), потому что хотел передать великую духовную идею — встречу человечества с Христом, с добром, с истиной.

Read more about painting

Alexander Ivanov. The Appearance of Christ to the People

1837-1857

Провинция (1919)
Картина находится находится в Государственном музее искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы
Художник изобразил осенний городской пейзаж небольшого уездного городка. Скорее всего, на картине изображён выходной день. Горожане никуда не спешат, спокойно гуляют, сидят на лавочках, разглядывают афиши, мирно беседуют. Вместе с людьми по улицам прогуливаются и коровы, которые гармонично вписываются в городской интерьер.
Некоторые детали:
  • На тротуаре около афиши собралась городская знать и купцы.
  • Мимо проходят две красиво одетые женщины.
  • С ними здороваются, приподняв шляпы, двое мужчин.
  • Художник изобразил тёплый осенний вечер.
  • Над городом величественно возвышаются купола храма и церковной колокольни.
  • На заднем плане виднеется ещё один храм.

Read more about painting

Boris Kustodiev. Province. 1919